Небо и земля Алексея Викторчика. Летчика считали погибшим на фронте, но он вернулся домой с 21 осколком в теле
Круглый деревянный стол, за которым он работал, и зеркало, датированное 1960 годом. Личные вещи военного летчика Алексея Викторчика после его смерти передала Кличевскому краеведческому музею жена фронтовика. В экспозиции есть фотография авиатора и его отца Петра Викторчика — комиссара партизанского отряда № 115. В годы Великой Отечественной большую семью Викторчик уничтожили фашисты, остались только Петр Матвеевич и Алексей, которые отомстили оккупантам за погибших родных.

Из рода героев
Уроженец деревни Закорки Кличевского района Алексей был старшим ребенком в семье Петра и Прасковьи Викторчик. Его отец воевал на фронтах Первой мировой. Когда началась Великая Отечественная, Петр Матвеевич, оставленный в тылу врага, агитировал земляков вступать в ряды народных мстителей.
Из наградного листа: «С первых дней оккупации района Петр Викторчик с группой коммунистов, которая явилась зародышем будущего партизанского отряда, уходит в лес. Является одним из инициаторов партизанского движения в Кличевском районе вообще, 277 и 278 партизанских отрядов непосредственно».
В 1942-м Петр Викторчик становится в Кличевской партизанской зоне председателем райисполкома, с сентября 1942 по май 1944 года он комиссар 115-го партизанского отряда.
Боль войны
У Петра Матвеевича было восемь детей. 23 февраля 1942-го он пережил страшную личную трагедию: семерых из них и его жену Прасковью Никифоровну расстреляли каратели за связь с партизанами. Лесные мстители, дислоцировавшиеся в дремучих, опоясанных болотами Усакинских лесах, ежедневно отправлялись в разведку, на боевые задания. Били фашистов, а те вымещали злобу на мирных жителях: уничтожали стариков, женщин, детей, сжигали села. Страшную весть об очередной облаве нацистов и гибели близких принес боевому товарищу Петру Викторчику организатор первой на Кличевщине партизанской группы Яков Заяц.
— Младшие дети Викторчика на момент гибели были совсем крохи: его дочке Рае исполнилось три года, сыну Валере — два, — директор Кличевского краеведческого музея Юлия Лызо об этом говорит с дрожью в голосе. — Местные их похоронили, а в мирное время с почестями перезахоронили в сквере недалеко от музея и установили памятник. Старший сын Петра Матвеевича Алексей избежал расправы, потому что был не в селе, а на фронте. О пережитом во время Великой Отечественной Петр Викторчик поведает в своей книге «Над Ольсой-рекой». С войны он вернулся с наградами: орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Вернулся на родную Кличевщину и его сын Алексей, которого считали погибшим.

Легенда в небе
В Кличеве об Алексее Петровиче рассказывают легенду: узнав о жуткой трагедии, случившейся с близкими, на эмоциях, без согласования с командованием, он завел самолет. Хотел рвануть на малую родину бить фашистов. Его остановили и... лишили очередной награды, к которой собирались представить за мужество и храбрость, проявленные в боях.
Алексей Викторчик был настоящим асом: бесстрашным, обладающим выдающимися навыками пилотирования и воздушного боя. За годы войны на фронтах он совершил свыше 500 вылетов, бомбил врага, занимался фоторазведкой.
Небом сельский паренек грезил с юности. В 1940-м окончил Тамбовское летное училище гражданской авиации, где, к слову, успел получить 2-й Всесоюзный разряд по шахматам и гимнастике. В звании младшего лейтенанта его направили в Архангельск, в 33-й авиаотряд — летчиком по обслуживанию зимовок и экспедиций полярников. В марте 1941-го уже как инструктор 112-й учебной эскадрильи в Череповце он подготовил две группы летчиков.
Дальше была война. В мае 1942-го уроженец Кличевского района попал в Северную особую авиационную группу Гражданского воздушного флота. В составе 4-го отдельного авиаполка участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда.
Крылья Победы и памяти
В 1943 году он, ночной бомбардировщик, участвовал в боях на Курской дуге. В 1944-м в составе 2-го и 3-го Белорусских фронтов освобождал Беларусь, а в составе 49-го истребительного авиационного Гродненского Краснознаменного полка — Варшаву, где Алексей Петрович был ранен. Его сочли погибшим, отправили похоронку отцу. Но летчик выжил. Его подобрали советские танкисты, отправили в госпиталь на Урал, где он и встретил Победу.
Оправившись от ранений, Викторчик-младший служил в Венгрии, Румынии. В 1946-м был уволен в запас, вернулся на родину, в Кличев.
— Алексей Петрович был ранен дважды. И до конца своих дней носил в себе осколки войны, 15 из которых получил при освобождении родной Могилевщины и города Минска, остальные шесть — под Варшавой. В мирное время он был одним из инициаторов создания в Кличеве мемориального музея народной славы, который сейчас называется краеведческим, — Юлия Лызо восхищается стойкостью и целеустремленностью своего земляка. — Интеллигентный, всесторонне развитый, он трудился здесь научным сотрудником, проводил интереснейшие экскурсии, пополнял экспозицию. И хотя его давно нет с нами, осталось его наследие. Мы не забываем героя, награжденного двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Не забываем его отца и других земляков, которые приближали Победу. В этой памяти — наше единство и наша сила.
Ольга Кисляк, фото Андрея Сазонова, СБ